Госзакупки и жизнь: до, во время и после пандемии

Для обычного контроля должны быть точные и разумные правила

14 января в формате видеоконференцсвязи прошел «Гайдаровский форум-2021», на котором выступил заместитель управляющего ФАС Рф Миша Евраев. Он сказал, как эпидемия повлияла на госзакупки и саму ФАС, также о инновациях в сфере госзаказа.

Как понятно, система закупок употребляется на всех уровнях власти, расширяя способности для реализации продуктов и услуг, принадлежащих различным субъектам бизнеса, естественных монополий, предпринимательства и муниципальным организациям. Еще 16 годов назад был принят Закон о размещении заказов, а с 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о контрактной системе. И все это время контролем за устранением нарушений законодательства о закупках и восстановлением критерий для закупочных процедур обычно занимается ФАС. Но ведь наверное мир закупок до и после локдауна – это различные вещи.

Сейчас ФАС Рф вполне перебежала на удаленный формат рассмотрения жалоб. И, естественно, локдаун не мог не воздействовать на контрольные функции ФАС. Но еще за год до пандемии ведомство стало переводить рассмотрение жалоб выше 1 миллиардов руб. в онлайн режим, которые ранее рассматривались в Центральном аппарате ФАС. Потому с приходом ковида в Россию все территориальные управления были просто переведены в онлайн, как и сама ФАС. И это намного удобнее и для заказчиков, и бизнесменов, и контролирующих органов, так как позволяет сберегать средства и время. При всем этом возможность физического контакта с ФАС сохранилась, хотя это происходит очень изредка.

Что касается жалоб, то их объем от года к году значительно не изменяется ни по 44-ФЗ, ни по 223-ФЗ, но сейчас поменялся их нрав. И тут свою лепту занес ковид, из-за которого многие стали располагать заказ у единственного поставщика. И в почти всех случаях это было вправду обоснованно необходимостью совершать очень резвые деяния. Но в то же время появились и жалобы на тех, кто, прикрываясь эпидемией, располагал заказ у единственного поставщика на содержание либо ремонт, к примеру, автодороги. Потому для предупреждения таких ситуаций вместе с Министерством денег РФ было дано много объяснений как по работе во время эпидемии, так и по включению в Реестр нерадивых поставщиков.

Естественно, многие предприятия попали в сложную экономическую ситуацию, но всегда необходимо выяснять, стала ли эпидемия предпосылкой неисполнения договора. И во всех этих хитросплетениях нужно было разобраться, унифицировать практику, что, непременно, нанесло отпечаток на работу ФАС.

Вообщем, когда речь идет об унификации практики, имеется в виду ее унификация в целом по стране по всем контролирующим органам – федеральным, региональным и городским. Для этого приблизительно раз за месяц проходит огромное совещание в режиме ВКС, на которое приглашаются также и уполномоченные органы по размещению заказов регионов и городских образований. Вкупе с ними дискуссируются все более острые вопросы, которые по сути тревожут людей.

Не принципиально, в каком территориальном управлении рассматривается дело – предприниматели должны знать, что существует решение по типовым ситуациям. И сейчас с этой неувязкой уже на 80% разобрались. Естественно, еще бывают случаи, когда встречаются странноватые решения, но они все пристально рассматриваются в Центральном аппарате, и по ним принимаются меры реагирования.

Не считая того, не 1-ый год идет работа по формированию единой правоприменительной практики. И уже есть 1-ые результаты – за прошедший год ФАС отдала более 20 объяснений по главным вопросам, которые находятся в отдельной рубрике на веб-сайте ведомства. В итоге поток писем сократился в пару раз. Например, было разъяснено, чем отличается поставляемый продукт от применяемого, как сформировывать лоты по ремонту автодорог, как производить допуск либо недопуск компаний на строительный рынок, и многие другие.

Планы на текущий год

Что касается совершенствования законодательства, почти все было изготовлено и в 2019, и в 2020 годах, в том числе вместе с Минфином и Федеральным казначейством, ведь не может быть обычного контроля, если нет точных и разумных правил. На данный момент по многим фронтам подготовлен Оптимизационный пакет, который, как ожидается, будет принят в 2021 г., в итоге чего многие правила поменяются к наилучшему.

Так, уйдет в прошедшее цикличность, когда заказчик был должен проводить функцию размещения заказа не один, а пару раз, чтоб в конце концов к нему хоть кто-то пришел. Таким макаром, произойдет возврат к нормам 94-ФЗ, по которому этого делать было не надо.

Уйдет и сговор, т.к. сокращается срок с момента подачи заявок до момента начала электрического аукциона. В 2019 г. это было 4 часа и распространялось лишь на сферу строительства. Сейчас же этот срок сократился до 2 часов и распространился на все виды закупок продуктов и услуг. Как понятно, самые действенные меры по борьбе со сговором – превентивные, а не следующие.

Нельзя не отметить вопросы, связанные с борьбой с проф жалобщиками – это введение универсальной предквалификации, когда только та компания, которая ранее исполнила договор на 20% от исходной (наибольшей) цены нового договора, сумеет его обжаловать. По другому говоря, если у компании нет договора на 200 млн руб., она не сумеет обжаловать договор на 1 миллиардов руб.

Также у бизнесменов появится возможность обжаловать решение заказчиков по однобокому расторжению договора – на данный момент же в этом направлении дисбаланс.

Не считая того, планируется ввести Рейтинг деловой репутации – по уже принятому решению он должен показаться в 44-ФЗ. И это будущее госзаказа – он будет рассчитываться на базе количества исполненных договоров, их цены и свойства, т.е. соотнесения штрафных санкций к исходной (наибольшей) стоимости договора или стоимости договора по итогам торгов с учетом, была ли компания в РНП. Таким макаром, появится бизнес-актив в виде репутации, которым можно будет мотивировать радиво работающие компании продолжать в том же духе ради экономических преференций. К примеру, при оценке, допуске на большие закупки, также при предоставлении размера обеспечения как по договору, так и по заявке. ФАС предлагает, чтоб размер обеспечения для компаний с высочайшим рейтингом деловой репутации был в 2-3 раза меньше, чем стандартный.

В целом почти все уже изготовлено, но впереди еще много работы.

Галина Крупен

НАША СПРАВКА

С 1 января вступили в силу конфигурации:

- У российского производителя по перечню продуктов в 2021 г. можно закупать с учетом малой толики в процентах и сдавать каждогодний отчет.

- Для СМП с 2021 г. действует обыденный режим обеспечения выполнения договора и гарантийных обязанностей.

- Комиссия должна инспектировать, не давал ли участник нелегальных вознаграждений за 2 года до закупки.

С 1 апреля вступят в силу конфигурации:

- Заказчики будут закупать электрическими малыми закупками у одного поставщика с НМЦК до 3 млн руб.

- НМЦК для запроса котировок прирастят до 3 млн руб., ликвидируют верхнюю границу в 100 млн руб.

- Запрос котировок можно будет отменить не позже, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

- Заказчик будет должен принимать продукты и оформлять приемку в электрической форме.

С 1 июля нужно будет детализировать объем денежного обеспечения по коду объекта серьезного строительства либо объекта неподвижного имущества.

С 1 октября в ЕИС будут видны подготовительные предложения, которые участники электрических малых закупок расположили на электрической торговой площадке.

Лейка для душа Mia 1 режим цвет чёрный

Душевая лейка MIA темного цвета работает в 1 режиме подачи воды: душ. Благодаря встроенному регулятору потока воды и собственной форме лейка сберегает до 40% воды по сопоставлению со стандартной лейкой (14,4л/мин). Но при всем этом она отлично совладевает со собственной функцией и принятие душа будет приятным и комфортабельным. За лейкой легкого и просто ухаживать: силиконовые форсунки просто очищаются от известкового налета, довольно легко пошеркать их пальцем.

Достоинства: