«Сумасшедшие корабли» уплывают в вечность…

Проекты и программки 28-ого фестиваля «Зодчество» запомнятся нам навечно

Гостей было много

Прошедший фестиваль «Зодчество» в первый раз открыл министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Ирек Файзуллин приехал в Гостиный двор прямо из Госдумы, где его утвердили на должность управляющего отрасли. После окончания церемонии открытия министр познакомился с экспозициями фестиваля.

Непростая эпидемиологическая обстановка фактически не повлияла на количество гостей. Люди шли в Гостиный двор непрерывным потоком. Аудитории, где проходили мероприятия деловой программки, всегда были заполнены. Единственное приметное отличие от прошедших лет — было очень не много студентов и деток. По понятным причинам им посещать фестиваль не рекомендовали. Но смотр-конкурс студентов колледжей и вузов состоялся. А из детских рисунков была сотворена прямо на полу красивая установка.

И еще охото сказать о масках. Как и положено, маски на фестивале носили все. Но нередко это были не те умеренные изделия, которые мы лицезреем на прохожих. У большинства они напоминали престижный девайс, при этом как у дам, так и парней. Бархатные, с бабочками, цветами… Прямо жалко, что не было конкурса масок либо престижного дефиле.

Состоялся обычный смотр-конкурсе регионов. Приехали восемь делегаций (в прошедшем году — 15). Посреди неизменных участников — Якутия, Татарстан, Хабаровский край. В первый раз за всю историю «Зодчества» на фестивале появилась Магаданская область.

Пример для школьных построек

Регионы сохраняют тренд последних 2-3 лет: стараются изобретательно оформить свои экспозиции, охотно разговаривают с посетителями. Пришедшие на щит Магаданской области узнавали, что в прошедшем году столица Колымы отметила 90-летие. И к юбилею на до этого заброшенном берегу бухты Нагаева был разбит новый парк «Маяк». Назван в честь 2-ух реальных маяков, указывающих судам неопасный путь к Магаданскому порту.

Самым приметным в зале был щит Самарской области. Там установили крутящееся колеса обозрения поперечником более 2-ух метров, через «сердцевину» которого могли, не пригибаясь, проходить люди. В кабинках колеса располагались фото городских новостроек.

Раздел «Строительные произведения», как обычно, был разбит на две части — постройки и проекты. В прошлые годы как в одной, так и другой части, на конкурс выдвигались в большинстве случаев жилые строения. Сейчас же наметился наклон в сторону публичных построек и территорий. На щитах вкупе с домами мы лицезрели много парков, скверов, набережных, школ, бизнес-центров, спортивных сооружений и т.д.

Главный приз фестиваля — «Хрустальный Дедал» также присужден школе — «WUNDERPARK». Она построена в селе Павловская Слобода (Столичная область). Спроектирована ООО «Архитектура».

Здание представляет пятиконечную звезду, где центр — это общешкольные, просто трансформируемые помещения, а лучи — зона группового обучения. Основная часть строения оторвана от земли и вроде бы парит над ней. Огромное количество стекла сближает деток с окружающей природой.

Проект коммерческий. «Все же он служит ориентиром для предстоящего развития архитектуры школьных построек. Какие-то элементы можно использовать в массовом проектировании с более умеренным бюджетом», - гласит Владимир Бакеев, вице-президент Союза архитекторов Рф.

В денек рождения сосиски…

Тема прошедшего «Зодчества» — вечность. Куратор фестиваля Эдуард Кубенский серьезно рассматривает смысл этого понятия в собственном манифесте. Но можно сказать более прямолинейно (Эдуард с этим согласился): вечность — это искусство. (В жизни все преходяще, искусство вечно). Архитектура — часть искусства.

В первый раз куратором фестиваля стал не москвич. Эдуард Кубенский из Екатеринбурга. Он конструктор, главный редактор издательства «TATLIN». Кураторские программки «Зодчества-2020» наверное навечно запомнятся и участникам, и гостям.

Самая колоритная — «Безумные корабли».

Различные корабли и кораблики были расставлены по всему залу. Некие неискушенные гости решили, что заявленная тема фестиваля имеет водно-корабельную особенность. Но вода здесь была совершенно не при чем. Зато корабли имеют прямое отношение к архитектуре.

План Эдуарда Кубенского опирается на исторический факт.

…Когда корабли Колумба подплывали к Южноамериканскому материку, они сели на рифы. Но мореплаватели решили, что это уже берег. И начали переоборудовать корабли в дома. Кстати, и на данный момент морское судно является единственным транспортным средством, при постройке которого назначается главный конструктор.

На фестивале «плыли» 40 «безумных кораблей». Это были самые различные установки — от совсем абстрактных композиций до полностью реальных, цельнометаллических катеров. Например, в лодку, про которую было написано, что она употребляется на Байкале, при желании полностью мог поместиться кто-либо из гостей. Была даже композиция на злость денька: реабилитационный центр «COVID-19». Люди находятся в продолжительном путешествии по морям, и благодаря свежайшему чистому воздуху восстанавливают здоровье.

Конструкторам мысль очень приглянулась, и они охотно приняли роль в проекте. Даже президент Русского союза архитекторов Николай Шумаков представил собственный корабль. Фаворитами проекта были признаны корабли Эдуарда Кубенского. Один был изготовлен из разовых пластмассовых вилок.

— Эмблемой фестиваля стала вилка. Избран прозрачный столовый устройство, чтоб сохранить преемственность с темой фестиваля 2019 года «Прозрачность», — гласит Эдуард Кубенский. — А пластик имеет свойство длительно сохраняться в естественной среде, что символизирует нескончаемую жизнь.

Очередной корабль Кубенского — «Человечность» — был изготовлен из сосисок (их муляжей). Как растолковал Эдуард, сосиски — самая демократичная пища в мире. Когда определяли фаворитов проекта, как раз отмечался интернациональный Денек рождения сосиски.

Куда пропалили дома культуры?

Макеты построек на «Зодчестве» можно созидать не так нередко. Их изготовка - процесс трудозатратный, дорогостоящий. Но зато макеты притягивают людей к для себя, как магниты.

Вот и на данный момент никто не мог флегмантично пройти минуя щита, где разместились макеты домов культуры (в русские годы их еще называли клубами). Их привезли из Воронежа. Конструктор Миша Баграмян сказал, что каждый макет — а он изготовлен из хрупкого гипса — был снят, завернут в особый материал и так ехал в Москву. Ни один не разбился.

Настолько непростая конструкция потребовалась для иллюстрации проекта «Идентичность в типовом». Его зачинателями стали воронежские архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова, которые на этот момент работают в бюро Visota (Нидерланды). Они задались целью изучить историю сотворения и особенности архитектуры бессчетных домов культуры русской поры. И узнать, что все-таки с ними сейчас сталось.

Оказывается, 1-ый дом культуры (тогда дом народного творчества) в нашей стране был построен еще в 1890 году на средства благотворителей. А в русские времена количество таких учреждений увеличивалось год от года. Наибольшее количество ДК насчитывалось в 1975 году — 135 130. К тому же их строили и в других республиках СССР.

1-ые русские ДК создавались по личным проектам. В 1960-1970-е годы перебежали к типовым. В процессе исследования были выделены восемь часто встречающихся типов архитектуры ДК. При помощи макетов было показано соотношение этих строительных типов в полном количестве построек.

В последние 30 лет понятие «дом культуры» практически выпало из нашей жизни. С переходом к рыночной экономике предприятия массово списывали ДК со собственного баланса как непрофильный актив. В 2019 году оставалось 42 677 домов культуры. Далековато не все из их процветают. Многие строения ветшают, разрушаются. В том числе и те, которые имеют строительную ценность. Цель исследования — предложить методы сохранить и уместно использовать это богатое наследство.

Городская деревня из Самары

Проект «Самарский дворик» привозят на фестиваль 2-ой год. Создатели считают, что к нему должно быть привлечено наибольшее внимание.

Когда-то по указу Екатерины II в центре Самары был выделен широкий участок земли, снутри которого располагались крестьянские усадьбы. При этом соблюдался паритет городского и крестьянского уклада. Деревня оставалась снутри очерченных границ, а вокруг нее шла городская жизнь. Чем же не деревня в городке?

Равномерно заместо крестьянских усадьб появились одно-двухэтажные дома с замкнутыми дворами. В дореволюционное время развитие этой части городка происходило снутри кварталов — дома ремонтировались и строились, расширялась либо сокращалась площадь дворов. Были даже квартальные архитекторы, которые делали заказы жильцов.

В русские годы дома заполнились коммунальными квартирами. Их тесноту жильцам компенсировали дворы. Они служили вроде бы продолжением жилья. Тут люди хранили предметы обихода, которые не помещались в квартирах, занимались хозяйственными делами.

Но дома исторической застройки из старенькых преобразуются в ветхие. А у ветхих путь один — на снос. Историческая ценность в этом случае их не защищает. Зато находятся они в центре. Земля там очень дорогая и очень симпатичная для девелоперов.

Проект «Самарский дворик» привезла группа энтузиастов, которые борются за сохранение уникальной застройки центра. Ведущая роль принадлежит конструкторам. Какой-то из них, Сергей Малахов, еще в 1989 году участвовал в разработке исторического проекта, который предугадывал сохранение внутриквартальной структуры. Как лицезреем, неувязка остается и сейчас.

Сергей Малахов считает, что нужно найти четкие границы «городской деревни» и принять региональный закон, запрещающий сносить исторические строения, даже если они совсем постарели. Федеральный закон это позволяет. Тем временем и коммунальные квартиры расселяются. Оставшиеся жильцы их приватизируют, и сами почти все делают для поддержания в порядке собственных домов. Главное, у их должна быть уверенность, что их никуда отсюда не выселят.

У самарцев в зале тоже был собственный свой «безумный корабль». Именовался он «1-ое в мире отплытие двора». Звучит двойственно. Или людей всем двором выселили, или отправляются они в путешествие. Но лица пассажиров были веселые.

Стеллаж-лестница Ferro цвет чёрный

Стеллаж-лестница Ferro — малогабаритная напольная конструкция для хранения полотенец и банных принадлежностей в ванной комнате. Состоит из 2-ух несущих стоек, соединенных пятью перекладинами для подвешивания текстиля. В высшей части стеллажа имеется маленькая полочка для размещения средств гигиены и других мелочей. Лестничный стеллаж устанавливают в наклонном виде — просто прислоняют к стенке.

Модель сделана из нержавеющей стали с напылением темного цвета. Размеры — 163 × 66 × 24 см, вес — 6 кг. Произведено в Рф, гарантия — 1 год.

Преимущества